С момента изобретения автомобиля не было нужды в автокондиционере, так как автомобили были с кузовом открытого типа. Только после выхода закрытых кабин и кузовов появилась потребность в охлаждении салона автомобиля. Автомобильные производители не сразу прибегли к кондиционированию во внутреннем пространстве авто и по сему было много проб и ошибок, и внедрений разных способов улучшения комфорта для водителя и его пассажиров.
Одно из первых решений инженеров автомобильных концернов таких как GM — это было открытие лобового стекла, но это было не очень удачное решение, потому что горячий воздух от мотора также попадал в салон через лобовое стекло. После этого последовало второе решение, было решено сделать открывающиеся ветровые стёкла — это дало результат, но температура салона менялась на незначительные 3–4 градуса, и только при движении автомобиля. Так и пришла необходимость охлаждать салон с пассажирами, потому что все попытки охлаждения и кондиционирования в автомобиле терпели неудачу.
Первый автокондиционер в 1930 году был установлен на Cadillac компанией C&C Kelvinator (рис. 1) с компрессором мощностью 0,5 л.с., который приводился в действие двигателем внутреннего сгорания мощностью 1,5 лошадиных сил. Это была довольно объёмная установка, которая стояла сзади транспортного средства и занимала весь багажный отсек. Эта установка не прижилась в легковых автомобилях потому что цена её была очень высока, а вот в автобусах начали их использовать все чаще.
Выше указанная установка автокондиционера была очень дорогая, её цена составляла 237 $, а, например, автомобиль Ford стоял 780 $ (бюджетная версия). Альтернативой стал портативный испарительный кондиционер. Он был очень популярен в жарких штатах, на западе США. Как правило они устанавливались на пассажирскую дверь. (рис. 2)
В 1954 году произошла революция в автокондиционировании, корпорация Nash-Kelvinator впервые интегрировала систему кондиционирования и отопления All-Weather Eye, которая включала в себя и отопления салона и охлаждения, а самое главное, что все компоненты вмещались в подкапотное пространство. Воздух уже подавался как в современных автомобилях через воздухопроводы в торпеде. С появлением этой системы в США уже 20% автомобилей с конвейера оснащались кондиционером, но массовое производство кондиционеров припало на начало 1970х годов. Благодаря этой революции появилась дополнительная потребность в работе как ремонт кондиционеров и заправка автомобильных кондиционеров в таких автосервисах как наши СТО Ирпень и СТО Буча, но это было потом, а сейчас немного ещё вернёмся к истории развития автомобильных кондиционеров.
В 1968 году на автомобиле АМС кондиционер стал штатным оборудованием, а к концу 1969 года уже 53% американских автомобилей имели систему охлаждения салонов (рис. 3). В Европе до 1980 годов климат контроль был большой редкостью.
В 1928 году американский химик Томас Миджли, который работал в корпорации General Motors удалось синтезировать химическое соединение, получившее название Фреон, который начал использоваться в первых кондиционерах. Через некоторое время «Химическая кинетическая компания» («Kinetic Chemical Company»), которая занималась промышленным производством нового газа — Фреон-12, ввела обозначение хладагента буквой R (Refrigerant — охладитель, хладагент). Этот газ использовался вплоть до 1993 года. В 1993 году газ r12 запретили, так как он очень негативно влиял на озоновый шар, был взрывоопасен и ему на смену пришёл r134a (рис. 4). Хладагент R134a не токсичен и не воспламеняется во всем диапазоне температуры, а также у него относительно не дорогая цена, к примеру заправка автокондиционера на СТО Буча или заправка кондиционера авто на СТО Ирпень на автомобилях Фольцваген, Мерседес, Хюндай, Киа, Ниссан, Тойота, Субару, Рено, Пежо будет стоить от 450 гривен до 800 гривен это включая цену на масло и УФ краску которая добавляется в хладагент, цена будет складываться в зависимости от класса автомобиля, и количества использованного фреона и нужна ли диагностика автомобильного кондиционера.
В конце 1980х годов инженеры начали задумываться о здоровье пассажиров и водителя, так появился первый салонный фильтр, он начал устанавливается на автомобили премиум класса. Сейчас салонный фильтр есть в каждом автомобиле с климатической установкой. Салонный фильтр самый технологично сложный фильтр в автомобиле. Существуют такие виды как: стандартный и угольный. И только MANN-FILTER предлагает еще один вид фильтров —(рис. 5), которые есть уже в продаже, эти фильтры салона мы уже меняем на СТО в Ирпене и Буче.
Эти фильтры обладают всеми свойствами бумажных простых и угольных фильтров салона авто, плюс новый биофункциональный слой — обеспечивающий защиту от аллергенов, бактерий и плесневых грибков. Такие фильтры имеют маркировку FP — этот фильтр пригодится молодым семьям с детьми.
Фильтр салона защищает пассажиров не только от пыли с дороги, а и от неприятных запахов, аллергической пыльцы. Фирма DENSO в своих фильтрах использует кокосовую стружку для лучшей фильтрации салона (рис. 6). В комбинированных фильтрах DENSO фильтрующим элементом с проверенными классными свойствами выступает (флис) c дополнителным слоем активированного угля из кокосов. Благодаря этому фильтры на 25% лучше очищают воздух и нейтрализуют неприятные запахи, препятствуя их проникновению в салоны наших автомобилей.